Адрес: г. Ульяновск, Московское шоссе, 20
Телефон: (8422) 64-92-82;  64-96-17
Время работы: пнд–птн с 09:00 до 18:00
 

Географическая среда

Необходимо отметить, что готовность к заимствованию и переработке культурных влияний связана с совместимостью менталитетов - совокупности черт, определяющих мировосприятие. Предки русских, мордвы, чувашей и татар, как носители земледельческой культуры, поклонялись одним и тем же древним культам сил природы. Возможно, в общих древних культах предков - причина единых семиотических функций одежды у всех народов Поволжья, в том числе и русских. Так же как и у русского народа, у поволжских народов одежда была знаком половозрастного и социального статуса человека. Одинаковыми были и нравственные ориентиры, говоря современным языком, была совместимость менталитетов.

Единая географическая среда, обусловившая общность занятий земледелием русского населения и поволжских народов, была существенным фактором взаимовлияния в одежде. В системе природа - человек - культура «человек зависел от природы, которая давала материал и впечатления. Деревья и травы, птицы и животные - все оказывало влияние на культуру народов.

Среди множества орнаментов - вышитых, тканых, плетеных - можно узнать стилизованные лапы ели, ветви березы, листья и гроздья рябины, лебедей, уточек, голубков, петухов и курочек, то есть тех элементы растительного и животного мира, присущие природным ландшафтам Средневолжского региона. В Симбирской губернии всеми национальностями в изготовлении тканей и одежды использовались волокна растительного происхождения: конопля, лен, рогоз, а также волокна животного происхождения (шерсть овечья, козья, собачья) и шкуры (в основном овчина) для изготовления зимней одежды и головных уборов, а также кожа для изготовления сапог и рукавиц. Возможно, широкому распространению в Симбирской губернии среди русских крестьян изготовления кож очень высокого качества (юфть) и изделий из них способствовали татары, которые переняли технологию у своих предков. В старые времена выделкой юфти славились волжские булгары. Большинство исследователей склоняются к версии, что изготовление юфти и сафьяна пришло к русским от татар. Для изготовления наиболее распространенных видов обуви - лаптей - русские и нерусские народы использовали лыко. Используя одинаковые природные материалы для изготовления одежды и обуви, русское население Симбирской губернии перенимало от живущих по соседству с ним татар, мордвы и чуваш то, что было удобно, имело практический смысл. Этим объясняется закрепление лаптей на ногах лычными и «веревочными» оборами, которые обычно закреплялись у щиколоток, в отдельных селах Кузоватовского, Николаевского, Инзенского районов - у колен, «по-мордовски». Заматывание ног было удобно для лесной полосы, где важна их защита.

Первостепенную роль в процессах взаимодействия и трансформации традиционной культуры народов играли и играют социально-экономические факторы. Во 2-й половине XIX в. Россия вступила на путь развития капиталистических отношений, в одежде это нашло отражение в процессе нивелировки национальных особенностей. Фабричные ткани проникают в отдаленные от городов деревни. В русской традиционной одежде, как и в одежде других народов Среднего Поволжья, уменьшается количество вышивки, ухудшается ее качество. Мелкий крест заменяется крупным, шелковые нити для вышивки часто заменяются хлопчатобумажными. Появление анилиновых покупных красителей, взамен растительных, способствовало стиранию национальных различий в колористике вышивок. В конце XIX века социально-экономические изменения в жизни привели к нивелировке национальных особенностей в одежде, стандартизации ее и постепенной замене национального костюма костюмом интернациональным, городским.

Таким образом, регион Поволжья, где на протяжении веков существовали фрагменты двух мировых религий и цивилизаций, народы различных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска и обретения не только способа сожительства, но и развития через взаимодействие. Это взаимодействие в области культуры является, тем не менее, отличительной чертой богатой и сложной истории поволжских народов.

Население и культура:


Rambler's Top100