Адрес: г. Ульяновск, Московское шоссе, 20
Телефон: (8422) 64-92-82;  64-96-17
Время работы: пнд–птн с 09:00 до 18:00
 

Духовная культура

Религия, тесно связанная с этническими общностями, накладывает отпечаток на их быт, нравы, культуру. Религиозные организации создали разветвленную систему обрядов, которые призваны отмечать все сколько-нибудь знаменательные события, как в жизни общества, государства, так и в жизни семьи, отдельного человека. Церковные обряды сопровождали его от рождения и до самой смерти. Система обрядов, связанных с «узловыми» моментами семьи и личной жизни, шлифовались в течении многих веков. Церковь и сегодня тонко использует различные способы эмоционально-психологического воздействия на людей, создавая всей совокупностью эстетических и иных приемов определенное настроение, соответствующее переживаемым событиям.

На 1897 г. по вероисповеданию в Симбирском Поволжье на первом месте по численности значились православные (русские, мордва, чуваши и др. - 88,5%), затем магометане-мусульмане (преимущественно татары, а так же чуваши и др.) - 9,2%, раскольники - 2,0% (официальное название, сторонников старообрядчества в России). Общее число раскольников, преимущественно русских, в Симбирской губернии насчитывалось 31 373 чел., в том числе наибольшее их количество было сосредоточено в Симбирском уезде - 2 937, Ала-тырском - 7 552, Карсунском - 4 683, Сенгилевском - 3 384, Сызранском уезде - 11 610 человек (ГАУО, ф. 134, оп.7, ед. хр. 699). Среди раскольников-старообрядцев были распространены поповцы (беглопоповцы, епифановцы, лазаревщина, керженцы, суслово согласие и др.), безпоповцы (поморского толка, даниловского толка, федосеевского толка, странники или бегуны, нетовцы и др.). В состав раскольников входили и сектанты (духоборы, молокане, штундисты, хлысты или «шелопуты», скопцы и др.). Из сектантов наиболее распространенными были молокане (573 чел.), хлысты и скопцы (90 чел.). Католики в Симбирской губернии составляли 0,1 %, протестанты - 0,1%, иудаисты -0,03%, язычники - 0,03%.

В работе рассматриваются основные черты религии преимущественно православного русского и нерусского (чувашского, мордовского) населения, из мусульманского - татарского населения.

В начале XX в. в Симбирской епархии насчитывалось: 9 монастырей (три мужских и шесть женских), 829 церквей, в том числе 9 соборов; православного духовенства было: протоиереев - 45, священников - 744, дьяконов - 237, псаломщиков - 680. Мусульманская община Симбирской губернии объединяла 258 мечетей, 196 конфессиональных школ, 379 духовных лиц, 283 указных мулл.

Православная религия русского населения в XIX - начале XX вв. разделялась на две составляющие: ортодоксальную и народную. Ортодоксальное православие, как известно, базируется на догмах Священного писания и Священного предания и является мало изменяемой частью религии. Носители ортодоксального православия - это священнослужители, монахи, религиозная интеллигенция. Основная же масса населения была и остается носителем народного православия, которое отличается от ортодоксального своей лабильностью, большей синкретичностью и полиморфностью. Народное православие в значительной степени опирается на практические потребности и мифологическое мышление. В связи с этим именно народное православие, в частности, его религиозный синкретизм, и представляет наибольший интерес для исследования.

(На 1 января 1997 г. в Ульяновской области число зарегистрированных провославных приходов составило 97, священнослужителей - 101 человек; управление религиозными обществами мусульман в пределах области осуществляет с 1995 г. муятият, во главе с муфтием; в 1998 г. в области было 90 мечетей.

Население и культура:


Rambler's Top100