Адрес: г. Ульяновск, Московское шоссе, 20
Телефон: (8422) 64-92-82;  64-96-17
Время работы: пнд–птн с 09:00 до 18:00
 

Айран

С давних пор среди местных народов в качестве питательных, утоляющих жажду напитков, сохраняющих позицию систематически потребляемых, являются естественные отделяемые жидкие фракции сквашенного молока. Древним безалкогольным, наиболее предпочитаемым напитком тюркоязычных народов является айран. Он издавна применяем в питании татарами Симбирского-Ульяновского Поволжья. Для приготовления айрана катык постепенно разводили холодной кипяченой водой, взятой в количестве не более трети его объема. Чем медленнее и постепеннее разводили воду в катыке, тем лучше, вкуснее и нежнее становился айран. Часто айран пили летом в страдную пору и во время сенокоса, в отличие от кваса у русских и мордвы. Однако, следует отметить, что айран был употребляем не только татарами, но и русскими, мордвой и естественно чувашами. В русско-мордовских населенных пунктах, особенно расположенных вблизи татарских поселений, из кислого молока делали «арем» (по-татарски «айран»), размешивая ложку катыка в кружке воды. Вода получалась с небольшой кислинкой и очень хорошо утоляла жажду. Исстари чуваши применяли в качестве напитка пахту-уйран, типичное кислое молоко, оставшееся после сбивания масла. Нередко пахту использовали как напиток и мордва. Русскими сыворотка и пахта в виде напитка не воспринимались, но иногда они имели иное применение.

В последнее десятилетие переработка сквашенного молока приобрела большой размах. Это привело к усовершенствованию исходных кисломолочных напитков. Используя методы комбинирования, применяя для свертывания и сбраживания сычужные ферменты, лактобактерии, дрожжевые грибки, красители и тому подобное в пищевой промышленности получают своеобразные лактожидкости различного вкуса, консистенции и жирности, обогащенные новыми свойствами. Доступность и практичность такого рода напитков способствовали внедрению их в рацион национальной кухни каждой этнической группы. В результате фундаментальные традиционные формы кисломолочных напитков глубокой старины значительно вытеснены из употребления. Тем не менее, естественные лакто-содержащие жидкости у сельских жителей по-прежнему пользуются уважением и большим спросом.

Кушанья в крестьянских хозяйствах готовились обычно хозяйкой дома, подавались «на стол молодушками», которые выполняли все домашние работы под «надзором» свекрови. У русских, например, перед обедом на стол клали хлеб, нарезанный большими ломтями, ставили солонку с солью, кувшин с квасом. Вся семья ела из одной большой деревянной миски, плошки или чашки. Разрешалось «хлебать» после того, как старший в семье ударял ложкой по краю миски. Семья рассаживалась за обеденным столом в строгом порядке: мужчины и дети садились ближе к переднему углу, остальные места занимали женщины.

Крестьянский трудовой день начинался рано: летом с 2-3 часов утра, «как только начинает светать», зимой - 5-6 часов утра. На завтрак подавали квас с картошкой, капусту, похлебку или кашу. Около 9 часов утра обедали. Обед состоял в основном из двух блюд: первое - щи («шти»), уха, окрошка или картофельная похлебка, забеленная молоком, второе - картошка с капустой или каша. В 2-3 часа дня «полдничали», ели то же, что было на обед. Наконец в 9 часов вечера (летом) или в 7 часов (зимой) ужинали обычно тем, что оставалось от обеда и полдника.

Будничный состав пищи у всех народов менялся в зависимости от времени года. Осенью и зимой в меню крестьянских семей преобладали каши, сравнительно часто преимущественно в середняцких и зажиточных семьях употребляли мясные блюда, разнообразные печеные изделия. Весной же не только не было мяса, но ограничивалось употребление мучных и крупяных блюд; летом использовались продукты огородничества, исходные продукты дикорастущего происхождения.

Население и культура:


Rambler's Top100